Для отбора детей в спортивную школу на этап начальной подготовки тренеры проводят большую работу по привлечению детей и подростков к занятиям спортом. Тренеры школы посещают уроки физкультуры в общеобразовательных школах и детских садах, занятия детей в абонементных группах бассейна, вывешиваются объявления о наборе детей в группы начальной подготовки.
Зачисление в спортивную школу проводится на свободные места на конкурсной основе по итогам просмотра детей. Просмотр детей заключается в комплексном тестирование на суше и в воде.
Этап начальной подготовки
Группы начальной подготовки комплектуются из детей 7-8 лет. Продолжительность занятий в группах начальной подготовки составляет 2 года, по истечении которых по результатам контрольных нормативов дети переходят в учебно-тренировочные группы.
Основное содержание этапа подготовки составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально-возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Количество учебно-тренировочных занятий в воде может постепенно увеличиться с 3 до 6 раз в неделю (к концу 2-го года обучения), что автоматически ведет к постепенному увеличению объема физической нагрузки.
Преимущественной направленностью тренировочного процесса в группах начальной подготовки является обучение и совершенствование навыков плавания спортивными способами, развитие общей выносливости (на базе совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты движений.
Зачисление лиц, желающих пройти спортивную подготовку, осуществляется только после успешной сдачи вступительных испытаний и при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям видом спорта плавание и соответствия возраста (дети 7-8 лет) для зачисления на этап начальной подготовки.
На этапе осуществляется:
— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
— формирование широкого круга двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств;
— освоение основ техники по виду спорта плавание;
— общие знания об антидопинговых правилах;
— укрепление здоровья спортсменов;
— отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий плаванием.
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки является регулярность посещения занятий (не менее 3-4х раз в неделю), выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Учебно-тренировочный этап
Учебно-тренировочные группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых спортсменов, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Основанием для оценки занимающихся являются состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями, показатели освоения объемов тренировочных нагрузок и теоретического раздела программы по виду спорта.
Этап совершенствования спортивного мастерства
Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
На этапе спортивного совершенствования учитываются: уровень физического развития и функционального состояния; выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальными планами подготовки; результаты выступления на всероссийских соревнованиях.
Этап высшего спортивного мастерства
Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборной команды России. Продолжительность этапа примерно 3-5 лет, однако возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
На этапе высшего спортивного мастерства оценивается стабильность выступления во всероссийских и международных соревнованиях.
Учебно-тренировочный процесс на всех этапах проводится в соответствии с учебными планами. Тренировочные нагрузки выполняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсменов.
Требования для зачисления, перевода на этапы, года подготовки
Этап |
Период |
Девушки | Юноши | Техническое мастерство (баллы) |
Результаты выполнения нормативов по ОФП |
||||||||||
Возраст | Разряд начало года | Результат
(очки ФИНА) |
Разряд конец года | Возраст | Разряд начало года | Результат (Очки ФИНА) | Разряд конец года | ||||||||
НП
|
1 год
|
7-8 | без разряда/ III юн | — | II юн- I юн | 7-8 | без разряда/ III юн | — | III юн- II юн | — | Выполнение вступительных нормативов | ||||
2 год
|
8-9 | II юн | 60 | I юн осн.дист | 8-9 (10 искл*) | III юн | 40 | I юн+7 сек на 100 | 7 | Выполнение контрольно- переводных нормативов по ОФП этапа НП | |||||
Т(СС) | 1 год | 9-10 | I юн- II юн | 150 | III осн. дист.
III+7 сек на 100, III+12 сек на 200 |
9-10 | II юн | 80 | III осн. дист. III+7 сек на 100, III+12 сек на 200 | 14 |
Выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП этап Т(СС) |
||||
2 год | 9-10 | III | 280 | II | 10-12 | 1 юн-III | 180 | II-III М | 28 | ||||||
3 год | 10-12 | II | 400 | I-II | 11-13 | II-III | 300 | II М | 30 | ||||||
4 год | 10-13 | II | 480 | I | 12-15 | II | 440 | I М | 32 | ||||||
5 год | 13-16 | I | 540 | КМС | 13-16 | I | 520 | КМС-I М | 34 | ||||||
ССМ
весь период |
12- | КМС | 610 | КМС | 12- | КМС | 610 | КМС | 34 | Выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП этап ССМ | |||||
ВСМ
весь период |
14- | МС, МСМК | 720 | МС, МСМК | 14- | МС, МСМК | 720 | МС, МСМК | 36 | Выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП этап ВСМ | |||||
COMMENTS